20.08.2018 / 12:08

Десяток друзей-студентов хотели велогараж. Им запретил ВУЗ и разрешила администрация района, они сами заказали и согласовали проект, а попутно решили сделать Минск удобнее для студентов на велосипедах.

Евгений Рудский – студент 5 курса БНТУ и одновременно председатель молодежной велоорганизации под названием «Солянка». Организации почти год, и сейчас в ней 40 человек возрастом от 17 до 22 лет. Абсолютное большинство не входит туда номинально, а заботится об инфраструктуре в Минске и немного – в других городах.

МОО «Солянка» была зарегистрирована в сентябре 2017 года, и фактически появилась не благодаря, а вопреки: мотивом было получить разрешение на установку первого велогаража на территории студгородка в Уручье, на что никак не соглашалась администрация.

Полгода заняла регистрация и подготовка к ней, полгода общение с университетом, ещё полгода – согласование места и проекта, и оно закончилось месяц назад. Деньги ребята надеются найти у бизнеса.

 

Самоуправление не смогло поставить велогараж

Инициатором затеи был Евгений. Впервые с велосипедом он повстречался в 6 лет – подарили родители.

«Я не умел ездить, просто бегал, держа его в руках.  Отец строил дом, и заставлял меня учиться ездить, чтобы мне было чем заняться. Время от времени мне помогал старший брат, – рассказывает он. – Потом меня отдали в музыкальную школу, но мне не очень хотелось заниматься музыкой. И, чтобы не ходить туда, в пятом классе в своём маленьком городе Берёза я пошёл в велосекцию. Там я занимался велоспортом, пока не помешали проблемы с сердцем. Победы тоже были, хотя и незначительные: первое место на соревнованиях в райцентре».

В 10 классе он бросил спорт, потом поступил в университет и приехал в минское общежитие. Место для хранения велосипеда нашлось только на балконе, и администрация была вечно недовольна таскающим его туда-сюда студентом.

«В то время я входил в студенческое самоуправление и жил с председателем студсовета в общежитии. Он первый предложил сделать велогараж Мы обсуждали идею с администрацией общежития и даже на уровне администрации студгородка», – говорит Евгений Рудский.

Студенты даже нашли собственные деньги, и студгородок был согласен. Но потом оказалось, что студсовет не может собирать деньги со студентов в любой форме, а тем более строить без разрешения университета на его территории. Университет же его не дал, а в студгородке подумали, что хватает проблем и без велогаража. На этом первая попытка закончилась.

 

«Ох, за что ты берёшься…»

«Потом я пришёл в Минске велосипедное общество, сказал, что я велоактивист, мы с друзьями волонтёрили, и в какой-то момент я снова вспомнил про гараж, – говорит герой. – Но я понимал: университет не хочет строить велогараж, потому что не доверяет нам. Он думает: ну что студенты могут построить такого, что не построили инженеры? Это опасно и ненужно. Плюс ВУЗ вспоминал о другой проблеме с велосипедами: их воруют на территории университета, а получает за это снова же ВУЗ».

После разговоров с отцом и его друзьями, с членами МВО было решено, что стоит зарегистрировать общественную организацию. В начале 2017 года студент начал готовиться и за полгода прочитал от корки до корки книгу Ольги Смолянко «Создание некоммерческих организаций в Беларуси».

«Мне говорили: «Ох, за что ты берёшься…» Но я понимал: это хорошее дело, и ты придёшь к чему-то, только если будешь что-то делать. Опыта нет? Так надо его набираться», – считает собеседник. Организация получила регистрацию в сентябре 2017 года.

Одновременно, уже вне студсовета, Евгений с однокурсниками-инженерами снова чертил проекты гаражей: прямоугольные, треугольные, в два уровня и в один. В итоге пришли к цилиндрическому варианту.

Проект велогаража. Иллюстрация – МОО «Солянка»
Проект велогаража. Иллюстрация – МОО «Солянка»

 

О названии: Мне было всё равно, но в администрации я не произношу его

«При открытии общественной организации я столкнулся с проблемой: мои друзья не были велосипедистами, хотя мы вместе делали разные мероприятия: например, велоквесты в детских домах. Я приглашал друзей, а они спрашивали: «А мы здесь причём?» И мы решили, что будем делать то же, что и раньше, но я к тому же буду заниматься велосипедными делами, – говорит председатель МОО «Солянка». – Деканат нами горд и всегда выделяет нас, когда мы делаем студенческие спортивные мероприятия. А название появилось по приколу. Открывая организацию, я не думал о названии – мне было всё равно, какое оно.

Но в администрации тяжело сказать: «Я из «Солянки», и я говорил, что представляю студенческую велосипедную организацию. Я даже предлагал ребятам поменять название… Но в итоге за это проголосовал один я. Теперь, когда мы спорим, и я со всеми не согласен, мне советуют: «Открой ещё одну, свою организацию, и назови её «Винегрет».

«Солянка»
«Солянка»

 

Парковку согласовал не ВУЗ, а администрация района

Друзья со временем пересели на велосипеды, а вот чуда с гаражом не произошло:

«Я думал: вот-вот, сейчас появится гараж, ходил по кабинетам, но дело не шло. Решил пойти в администрацию Первомайского района и ожидал той же истории, что и в университете. Но в итоге встретил равнодушную девушку-архитектора, которая сказала: «Хочешь – строй, я тебе запрещать не буду», – вспоминает он.

Было решено найти место для гаража рядом с территории ВУЗа, в ближайшем дворе. Студенты сделали привлекательной визуализацию и быстро получили разрешение в администрации Следующая преграда – строительный проект:

"Стоимость в государственной организации была в два раза выше, чем цена строительства гаража (а это 2 000 рублей).  В итоге мы нашли человека из частного организации,  который нам сделал минимальную и необходимую работу в 4 раза дешевле. Первомайский район его согласовал так же быстро, и это было месяц назад. Сейчас нам осталось насобирать необходимую сумму для строительства».

После, возможно, велогаражи появятся возле БГУ, БГЭУ и БГУИРа.

Карта Минска с существующими велогаражами

Велобоксы возле дома 37 по улице Бурдейного, Минск. Фото – rovar.info
Велобоксы возле дома 37 по улице Бурдейного, Минск. Фото – rovar.info

 

Вдохновение в историях Кембриджа и Оксфорда

Ребята мечтают построить по одному велогаражу раз в квартал, во дворах и возле общежитий ВУЗов, общественных мест и железнодорожных станций:

«Я черпал вдохновение в историях других ВУЗов, особенно таких как Кембридж или Оксфорд. Там студгородок – это много корпусов и общежитий, между которыми передвигаются только на велосипеде. У нас первокурснику в другом городе первым покупают ноутбук, там – велосипед.

Когда у нас спрашиваешь о велосипеде, говорят: «О, было бы неплохо» или «Негде оставить». Свой велосипед я цеплял к ограждению футбольного поля, и он там стоял один с зимы. В апреле с каждыми выходными становилось на 3-4 велосипеда больше, и их стало несколько десятков», – говорит Евгений.

Он рассчитывает, что будущая стоимость аренды гаража для пользователей составит 2 рубля в месяц, которые будут уходить на будущий ремонт или покраску гаража. Жизненный цикл сооружения – 5 лет. Внутри него будет небольшой набор инструментов и насос. Будущими спонсорами велосипедисты видят бизнес, информацию о них предлагают разместить на стенках гаража.

«Там же будут лого «Солянки», МВО, и, может быть, моей будущей коммерческой организации», – говорит Евгений Рудский.

О планах на будущее он рассказывает мало, но упоминает, что хотел бы заняться велобизнесом, дать возможность подрабатывать студентам, сервис в Минске сделать более качественным и доступным, а велосипеды – более стильными и городскими.

Кембридж, фото – cloudfront.net
Кембридж, фото – cloudfront.net

 

Директор МВО: «Я старалась поддерживать их, не вмешиваясь в процесс»

Анастасия Янчевская, директор «Минского велосипедного общества»:

«Женя Рудский пришёл на общее собрание МВО в 2017 году и стал членом организации. Мы общались часто и с коллегами отвечали на его вопросы: про гараж, мероприятия, открытие своей организации… Я ему сбросила методические рекомендации Ольги Смолянко, и ребята выбрали интересный путь: решили открыть общественное объединение, чтобы сделать такую конкретную вещь, как гараж. Я старалась поддерживать их, не вмешиваясь в сам процесс и не подсказывая очевидных для меня путей. Теперь у них есть собственная организация с собственным видением, на которую можно положиться.

Анастасия Янчевская, велолагерь, август 2018
Анастасия Янчевская, велолагерь, август 2018

Может быть, благодаря «Солянке» скоро в ВУЗах появятся велосипедные секции. Благодаря им удалось наладить коммуникацию с другими велосипедными студенческими инициативами. Например, ребята из БГУ с их велоквестами уже интересуются, как провести мероприятие на городском уровне.

Они заняли очень важную нишу, которую не могли занять мы: работа с молодёжью, для которой надо говорить на её языке, для работы с университетской структурой надо быть внутри неё. Они увлечены, у них есть время и мотивация. Не всегда хватает денег, но деньги – это наживное».

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость