25.01.2021 / 11:01

У большинства лошадей в нашей стране судьба довольно печальная: всю жизнь они работают в колхозе, или защищают честь страны на Олимпиадах,  или ежедневно помогают по хозяйству. А в результате их списывают на мясокомбинат.

Фото: Хроноскоп на занятиях с волонтёркой Марией

 

Олимпиаду отбегала, а теперь – в утиль

Не так много людей готовы своим четырёхкопытным друзьям обеспечить старость. Екатерина Любомирова, руководитель Команды помощи лошадям HeaRT, борется с этой несправедливостью. Ведь все достойны в старости уйти на заслуженный отдых, а не сразу на покой.

В основном команда помощи занимается лошадьми из госучреждений – это, как правило, спортивные клубы и колхозы. Там списывают коней из-за возраста или по состоянию здоровья. Раньше их просто напрямую везли на мясокомбинат. Теперь же у организаций есть возможность выставить их на продажу по «мясной» цене. Обычно это около $400.

У физлиц, как правило, лошадей не выкупают. Во-первых, из-за цены – люди требуют в 2,5 раза больше за коня. За эти деньги можно спасти несколько других лошадей. Во-вторых, есть другие виды помощи – консультация, организация помощи ветврача, если человек хочет действительно продлить жизнь рабочей лошадке.

В деревнях тоже существует проблема, что даже за умирающую лошадь там могут выставить большой счёт, потому что это мясо. И пока конина у нас ценится и дорожает, ситуация не изменится.

Стоимость живой лошади будут оценивать как мясо.

Отчасти по этой же причине невозможно бороться с фермами, которые производят конину. Там тысячи голов, которые живут по два года – и идут на убой. Вот такая печальная судьба. Но бороться с мясным производством – всё равно, что идти против ветра. Поэтому команда решила отпустить эту ситуацию и сконцентрироваться на другом направлении.

Сейчас у них под присмотром три взрослых лошади – Энергия, Уран, Хронотоп – и пони Лёлик.

Все они отдали свои молодые годы работе и вышли на пенсию. Энергия – это, можно сказать, заслуженный мастер спорта. Она ездила на Олимпиаду 2008 года в Пекин и представляла нашу страну в индивидуальном троеборье. Только вот после выхода на пенсию государству она стала не нужна. Её напарник Вячеслав Пойто, которого она старалась привезти к победе в Китае, даже не заходит к ней на ранчо.

Энергия на Олимпиаде в Пекине. Фото Екатерины Штатновой
Энергия на Олимпиаде в Пекине. Фото Екатерины Штатновой

Спортивные лошади за свои 20 лет работы несут неимоверные нагрузки, получают травмы, как и люди-спортсмены.

«Человек всю жизнь их использовал, требовал от них. И в таких ситуациях я считаю, что спортсмен должен отдать обратно то, что брал. 20 лет пользовался лошадью – будь добр, удели ей внимание на пенсии. Лошадей, которые выступают за сборные Республики Беларусь, я считаю, государство должно хотя бы частично обеспечивать в старости.

Почему у нас люди-спортсмены могут рано уйти на пенсию, причем на хорошее обеспечение, а с лошадьми так неправильно поступают? Эти лошади точно так же бежали за нашу страну, выступали и отстаивали честь Беларуси. Я считаю, что их не надо сбрасывать со счетов и просто сдавать на мясокомбинат, как утиль, отслуживший материал», – говорит Екатерина.

Энергия
Энергия

Команда помощи лошадям является частью благотворительного общественного объединения «ЗООшанс». Для своих подопечных они арендуют боксы для проживания на конюшне Green Ranch. Екатерина живёт и работает непосредственно тут – и каждый день следит за лошадками. Сейчас их волонтёрская команда – это пять девушек. Они работают в Минске и помогают в свободное время. В основном занимаются финансовыми отчётами, рекламой, ведут соцсети.

В конюшне дел всегда много. У одной из подопечных, например, хроническая диарея. За ней нужно постоянно ухаживать, мыть. В морозы этот квест становится ещё сложнее. Есть кони, у которых проблемы с дыханием. Они каждый день получают по две ингаляции: без этих лекарств лошади просто не смогут дышать, как это бывает у астматиков.

У пони Лёлика проблемы с суставами. Когда закрылась детская спортивная школа в Гродно, его хотели продать очень дешево – около 440 рублей. И на такое предложения сразу слетелись прокатчики из городских парков. Но Лёлик – инвалид, у него врожденный дефект суставов. На нём нельзя ездить, его нельзя держать на асфальте и эксплуатировать. Поэтому было принято решение его спасти от такой работы. Сейчас уже проделано много работы для поддержания его задних ног.

 Пони Лёлик
Пони Лёлик

Команда HeaRT предлагает всем желающим систему кураторства: когда у животного есть свой спонсор, который перечисляет некоторую сумму на его содержание. У Лёлика такой куратор – Анна Карасёва, ведущая спортсменка по выездке сборной Беларуси, которая готовится к Олимпиаде в Токио. Вот так бывает, что спортсмен может не только свою лошадь досмотреть, но и позаботиться о пони-кривоножке. Анна ему не только помогает финансово, но и интересуется его судьбой.

 

Без коня как без рук

В среднем лошади живут около 25-30 лет, но бывают и старожилы. В прошлом году команда попрощалась с конем дедушкой Посейдоном – ему было 43! Когда-то его забрали из колхоза под Минском.

Посейдон
Посейдон

Вообще лошади в белорусском хозяйстве всё ещё очень востребованы. Их используют, чтобы посадить картошку, съездить в магазин… Екатерина рассказывает, что она с ветеринаром как-то ездила в глубинку к лошади, которая получила травму. Единственный конь на всю деревню. На нём ездят в магазин за продуктами. Лошадь заболела – сидишь голодный. А автолавка приедет через неделю.

В затухших колхозах, куда ещё не пришла механизация, тоже лошади полноценно работают на телеге. Так что конь в хозяйстве очень нужен.

К сожалению, лошадей часто так упахивают, что им уже никак нельзя помочь. Госучреждения выставляют их на продажу, а в результате у коней травмы не совместимые с жизнью. Всё, что могут сделать в таких случаях волонтёры, – дать им уйти спокойно, а не на мясобойне.

В основном у коней страдает дыхательная система. В замкнутом пространстве конюшни без движения и в пыли животные зарабатывают себе проблемы с лёгкими. Лошадь – это животное полей. Она должна двигаться 24 часа в сутки, бегать, дышать свежим воздухам, кушать траву. От порционного питания у всех «летит» желудок, потому что конь по природе должен бесперебойно получать пищу.

Волонтёрка Ирина и конь Уран
Волонтёрка Ирина и конь Уран

Ветеринаров, специализирующихся на лошадях, в Беларуси мало. В Ратомке есть клиника, которая принимает таких пациентов, но наша страна осталась на уровне, когда здесь некому проводить серьёзные операции. Врачи могут оказывать первую помощь, делать мелкие наружные операции –  что-то отрезать и зашить. А вот, допустим, делать лошади операцию на кишечнике или на сердце никто не возьмётся.

«У нас построили клинику, там есть операционная и аппараты для наркоза, но, к сожалению, квалификации врачей не хватает. Это очень тяжелая работа – вскрываешь лошадь, а там 30 метров кишечника. Даже если нашел место, которое надо прооперировать, надо потом это еще обратно сложить. В Москве это уже очень развито, а у нас совсем плохо», – говорит коневод Екатерина.

 

Нужны новые правила содержания сельскохозяйственных животных

Среди европейских активистов есть мнение, что лошадь нужно причислить к животным-компаньонам, как котов или собак. Как считает Екатерина, коней в этом плане можно разделить на две категории. Лошади, на которых хозяин ездит верхом, дрессирует, просто держит, потому что они ему нравятся, – это компаньоны. Они действительно, как кот или собака, тесно связаны с людьми дружескими отношениями.

Волонтёрка Кристина и конь Хроноскоп)
Волонтёрка Кристина и конь Хроноскоп)

А вот рабочие лошади к этому определению не подходят. И они тоже нужны в деревнях, и не зря по природе лошадь сама такая сильная и выносливая. Такую работягу компаньоном сложно назвать, но обозначить её статус действительно надо. Это не живой трактор, который можно использовать. И в законе она не должна стоять вровень со свиньёй или коровой. Свинья и корова – это животные, которые дают только продукты. К сожалению, у них такая судьба. А лошадь всю жизнь работает, приносит пользу. В плохих хозяйствах её крайне изнуряют, при этом получают от неё прибыль. А в законе у неё статус того же мяса, и ничего большего.

«Я думаю, если б у нас просто ужесточили правила содержания сельскохозяйственных животных, это б помогло. Мне болит сердце за животных, которые живут в таких условиях, как сейчас. Любое живое существо имеет право на комфорт. Подстелите нормально солому, убирайте каждый день, поите и кормите.

Корове давайте не гнилую черную солому, а нормальное сено. Мы же пьём потом от неё это молоко, – говорит Екатерина.

Я считаю, что у нас полный беспорядок в плане закона о содержании сельскохозяйственных животных. Если бы у нас в стране коровы и свиньи жили нормально, а потом их, да, к сожалению, убивали и кушали, было бы не так больно. И точно так же и лошадь – если бы ужесточили правила по условиям содержания, то лошади б жили как люди. Я думаю, мы б избавились от 80% проблем».

Лошадь Энергия бегает по снегу
Лошадь Энергия бегает по снегу

Сейчас волонтёры наблюдают, что у беларусов растет тенденция помогать лошадям. Люди сами их выкупают и обеспечивают коням пенсию. Команда HeaRT в своих соцсетях информирует, если какое-то госучреждение открывает продажу лошади по мясной цене. И будущие хозяева идут туда, платят и забирают пенсионера.

Кроме того, любой человек может помочь финансово команде, сделав пожертвование на благотворительный расчетный счет:

BY69TECN 3135 0728 6000 0000 0020 ОАО «Технобанк», г. Минск, БИК (код банка) TECNBY22 Получатель: МБОО ПБЖ ЗООшанс, УНП 194901515 Назначение платежа: "Пожертвование на лошадей"

Автор:
Фотограф:
Фото из соцсетей проекта
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость