09.09.2018 / 22:09

Последние шестнадцать лет, в начале осени, отмечается Международный день журавля – экологическое событие, призванное напомнить о важности сохранения этой перелетной птицы во всем мире.

Председатель организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» и доктор биологических наук Василий Гричик рассказал Зелёному порталу, как в Беларуси обстоит дело с охраной этого вида птицы,  где за ней можно понаблюдать и почему браконьеры перестали интересоваться журавлем.

 

«Пока ситуация с популяцией журавля не совсем плохая»

На беларусском Полесье охота на журавля – вещь традиционная. В народе  журавль был желанной добычей. Еще 70 лет назад беларусы охотились на него целенаправленно – удавалось добыть хороший кусок мяса в несколько килограмм. Впрочем, и сейчас некоторые браконьеры на Полесье рискуют стрелять в эту птицу.

«Мой коллега несколько лет назад даже наблюдал такого браконьера, который с помощью специального манка имитировал крик журавля, чтобы подманить к себе птицу. Но ему в охоте помешали. Сейчас случаи браконьерства, очевидно, происходят все реже, явление становится все более маргинальным», - рассказывает специалист АПБ.

Журавль в Беларуси занесен в Красную книгу. Впрочем, в последнее время в Европе в целом, в том числе и в нашей стране, наблюдается рост численности вида. В Европе он начался раньше, еще в 80-е годы ХХ века, когда охрана журавля была ужесточена. А в Беларуси это увеличение произошло позже – не раньше 90-х годов.

«Из своей практики могу перечислить ряд мест, где журавли у нас раньше не жили, а теперь уже гнездятся. Как правило, это разного рода поймы рек, как лесных, так и открытых. Это связано с уменьшением человеческого прессинга, в частности, сенокошения. Люди стали все реже появляться на заброшенных поймах. Процессу способствует активность бобров в лесах, затопляющих большие участки. Так создаются условия, благоприятные для журавлей, где человеку и хищникам трудно до них добраться. Именно в таких местах появляются новые гнездящиеся пары».

В середине 90-х годов прошлого века в стране насчитали около полутора тысяч пар журавлев.

«На сегодняшний день требуется ее пересмотр, но для этого необходимо проводить учеты, повторять маршрутные работы. Можно предположить, что сегодня количество гнездящихся пар должно составлять несколько тысяч. Не говоря уже о том, что кроме них есть еще молодые одиночные особи, живущие в Беларуси все лето».

Эксперт АПБ  подчеркивает: если бы журавля в свое время не внесли в список охраняемых видов, трудно сказать, как развивалась бы ситуация с его популяцией.

«Возможно, что рост численности не случился бы. В середине ХХ века после крупномасштабной мелиорации численность журавлей существенно снизилась, когда площадь болот сократилась в разы».

 

«В Беларуси особых мер охраны уже не нужно»

Наиболее благоприятное положение для журавля в Центральной Европе и Скандинавии. Там произошел заметный рост численности птицы в конце прошлого века. Там журавли привыкли к людям: меньше их боятся, менее осторожны.

«Я когда был на конференции в Германии посвященной журавлю, там демонстрировали фотографию: маленькое болотце, сто метров в диаметре, совершенно открытое, а посреди него – гнездо журавля, в нем сидит птица. На краю этого болота припаркован трактор и рядом с ним стоит водитель-бюргер. Расстояние от гнезда составляет 40-50 метров. Птица выглядит настороженно, но гнездо не покидает. У нас в Беларуси такое, к сожалению, немыслимо».

Проблемным регионом для журавлей до недавнего времени была Испания, где во время пролета журавлей отстреливали.

Возможно, ради мяса или из-за того, что стаи повреждали посевы некоторых культур.  Позже ситуация несколько наладилась – начали выплачивать компенсации людям, чьи посевы пострадали. Что касается некоторых азиатских регионов, куда тоже прилетают на зимовку журавли, то там по-прежнему стоит вопрос охоты.

«Основная проблема беларусского журавля – это фактор беспокойства. Это осторожная птица, особенно в период гнездования. И если где-то в ста метрах от его гнезда пройдет, например, сборщик весенней клюквы, птица покинет кладку. И потомство окажется беспомощно, что открывает возможность для активности воронов, численность которых выросла за последние десятилетия. Случаи разорения наблюдались мной и другими коллегами».

В Беларуси особых мер охраны, помимо тех, что существуют, уже не нужно, считает эксперт АПБ Василий Гричик.

«Журавль занесен в Красную книгу, браконьерство, даже если оно есть, маргинализировано. А поскольку тенденция роста численности существует, то она будет в какой-то степени сохраняться и дальше. Привыкание журавлей к людям – это процесс постепенный, он будет происходить. Слава богу, отношение белорусов к крупным птицам позитивное, как и к аисту. Большинство людей склонны любоваться журавлями, их радует их крик в процессе перелета. Поэтому негативного отношения к журавлям у нас нет».

Впрочем,  журавли часто страдают от избыточного внимания.

«Был случай – в прошлом году, весной, в Воложинском районе гнездилась пара журавлей. Их гнездо было открыто и горожанин-дачник, который выкупил недалеко дом, весной высмотрев птиц, решил сделать селфи на их фоне. Надел болотные сапоги, не поленился, пошел болоту, наделал фотографий – в результате гнездо погибло».

«Я бы рекомендовал наблюдать журавлей в период миграций – ранней весною и с конца лета. Например, птиц можно посмотреть на Ельне, осенью их там бывает очень много. А вообще в период, когда идет их активный пролет, лучше выехать днем куда-нибудь за город. Вероятность понаблюдать за одним или несколькими клиньями  осенних журавлей будет очень высокая», - советует Василий Гричик.                      

Автор:
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость