07.07.2017 / 14:07

Появление в городах диких животных всё чаще мелькает в новостных лентах: то в Румлёвском парке в Гродно заметили лису, то в центр Лиды забредёт благородный олень. Сизые чайки, бобры, енотовидные собаки — подобное соседство с человеком становится уже привычным, хоть немного странным. Почему дикие животные из своих естественных условий обитания приходят в шумные города, насколько они опасны и как правильно себя вести при встрече с ними?

Об этом Гродненский Зелёный портал поговорил с замдиректора Гродненского зоопарка Виталием Гуменным.

Диких животных привлекают в городах две вещи: это место, где можно покушать и где можно вывести потомство. Ситуация с питанием связана с большим количеством мусорок, отходов, которые в городах на порядок выше, чем в других местностях. Один из ярких примеров — медведи гризли в Йеллоустоуне: там даже сделали туристическую смотровую площадку на пищевой свалке, где подъедаются медведи.

Процесс синонтропизации идёт в первую очередь из-за того, что животные приспосабливаются к питанию. Например, серая ворона является лесным видом, который перекочевал в города. Ворон был вначале периферийным видом сельских ландшафтов, но города расширяются, захватывают сельские районы, вокруг городов образуется пояс свалок с пищевыми и бытовыми отходами, которые ворон использует в пищу.

Слёток серой вороны, фото Сергея Саковича
Слёток серой вороны, фото Сергея Саковича

Сокол-пустельга охотится в лесах, на открытых пространствах, сейчас очень быстро распространяется по беларусским городам. Он — редкий вид, занесён в Красную книгу РБ и других стран. В Западной Европе, чтобы увеличить их численность, люди начали вешать искусственные гнёзда-дупляночки, которые птица очень охотно занимает. Человек вешает их ближе к своему жилью, и таким образом начали образовываться городские популяции соколов. Естественно, их стало больше, они начали искать новые места, перекочёвывая из города в город. Так они пришли в Беларусь.

Гнездо пустельги в жилом доме на Девятовке, фото Дмитрия Винчевского, birdwatch.by
Гнездо пустельги в жилом доме на Девятовке, фото Дмитрия Винчевского, birdwatch.by

Достаточное количество мышевидных грызунов, очень много всяких ниш — они у нас занимают вентиляционные шахты высотных домов — всё это позволяет птицам закрепляться в городах.

Следующий вид — большой или лесной голубь. Это тоже сугубо лесной вид, но опять же в Западной Европе формируется городская популяция, которая очень легко осваивает любые древесные островки. Будь то парковые, скверовые территории или сады. Их сейчас очень много и в беларусских городах.

Сизый голубь, фото Сергея Саковича
Сизый голубь, фото Сергея Саковича

У нас сейчас вынесли мусорки на улицы. Можно однозначно ждать всплеска врановых — ворон, галок, грачей, потому что они очень быстро адаптируются к таким условиям.

Человек также оставляет после себя много отходов в парковых территориях, возле рек. Белорусы имеют слабую экологическую культуру. Почему у нас лисы прижились? Есть что кушать. Зачем куда-то бегать, когда в принципе есть те же мусорки, куча всяких мышевидных грызунов, которые приживаются возле этих мусорок. После выходных, если пройтись по нашим паркам и берегу Немана и посмотреть, что остаётся после пикников — становится понятно, что дармовой еды для животных навалом.

Кроме этого, город повышает температуру окружающей среды на несколько градусов, потому температурные условия для животных тут более оптимальные.

Насколько сложно животные приспосабливаются к городу? Ведь город накладывает свои ограничения, которые сильно влияют на их жизнь?

— Если бы это было легко, то та же енотовидная собака просто бы переселилась в город. Другое дело, что город не исключается из диапазона их обитания. Некоторым большим хищникам, например, орлану-белохвосту или большому подорлику, нужны специфические условия обитания, они строят гнезда на деревьях среди заболоченной местности в труднодоступных местах. Той же енотовидной собаке проще, для неё достаточно на окраине города найти какой-нибудь бугор. Для лисы — то же самое. Лисьи норы вокруг города сегодня — явление обычное и нормальное. Города занимают всё большие площади. С 2008 года город Гродно официально увеличил площадь практически в два раза. Все те животные, которые жили вне города, автоматически оказались в городе. Лесопарк Пышки, например, это лесная территория, которая примыкает к окружающим лесным массивам по пойме Немана с Августовской пущей. Диапазон передвижения лисы — это несколько десятков километров. То есть для одной лисы пройти насквозь город — это в принципе дневная норма.

— Насколько животные, которые приходят в города, опасны?

— Животные не приходят в города, они тут живут, рядом с нами. Это принципиальный момент. Это не какие-то пришельцы. Мы сами создали условия, в которых тот же сизый голубь или грач стал городским видом. Есть разные опасности.

Лисы и енотовидные собаки являются переносчиками бешенства. Ёжики переносят множество различных заболеваний. Но если не заниматься ерундой и не пытаться словить и посмотреть на это дикое животное, человеку ничего не грозит. Увидели лису — и пошли себе дальше. Если видите, что лиса или енотовидная собака хотят к вам приблизиться по какой-то причине — убегайте и сообщите в ветслужбу. Всё. Позвонили в городскую экологию, сообщили, что в районе лесопарка Румлёво ходит лиса. Специалисты берут ситуацию на контроль.

Та лиса, которую в конечном итоге отловили в Румлёво, не бешеная, это просто дикий вид, который приспособился к жизни в городе. Есть очень простой способ регулировки в данном случае — лису отлавливают и за несколько десятков километров выпускают. Назад она не вернётся, будет обживать новое место.

Очень важный момент — образование населения. К сожалению, у нас люди очень мало знают — как вести себя, что делать. Например, если вы увидите птенца сокола под ногами на улице, что вы будете делать?

— Позвоню знакомому орнитологу из АПБ и спрошу.

— Это самый лучший вариант, что вы можете сделать — спросить у специалиста. Но такой путь выбирает только 30%.

Процентов 10 вообще ничего не сделает, а большинство людей заберёт с улицы и попытается потом его пристроить. А в данном случае это слёток, который кормится на земле и учиться летать, его трогать не нужно вообще.

Даже если кот за ним охотиться — кота отогнать или перенести подальше, но птенца не трогать. Принеся его домой или в зоопарк, вы оборвёте его связь с родителями, а только родители могут научить его охотиться. У нас нет специалистов, которые готовили бы таких принесённых животных к выпуску в природу. На Западе же тратятся огромные деньги, чтобы такие специалисты готовились и могли работать.

Проблема в том, что у нас необразованное население. Ликбез нужно организовывать через выпуск книг, специальными публикациями в СМИ, телепередачами. Нужна поддерживаемая государством программа по экологическому просвещению людей. Ведь мало тех, кто соберёт за собой мусор в лесу и донесёт его до мусорки. Большинство намусорит, а потом будет жаловаться на власти, что мусор в лесу не убирают. Это должна быть специальная система, которая должна хорошо финансироваться. Она не даёт финансовой отдачи, но даёт отдачу социальную, это работа на будущие поколения.

Насколько часто гродненцы приносят в зоопарк диких животных и птиц?

— Очень часто, зависит от сезона. Но здесь есть свои нюансы, связанные с нашими законами, которые регулируют обращение с дикими животными, где чётко прописана процедура изъятия животного из природы. Человек не может этого делать без разрешения определённых госструктур. В данном случае разрешение на изъятие даёт структура Министерства природных ресурсов. В нашем случае — областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды или инспекция.

Создаётся целая комиссия по решению судьбы животного, куда входит в том числе и зоопарк. Если человек нашёл животное, то он должен обратиться либо в местные исполнительные органы, либо в местную инспекцию. В место, где изымается животное, съезжается комиссия, составляется акт изъятия и уже определяется судьба животного. Его даже могут оставить нашедшему человеку, если тот захочет. Но решение должен принимать именно этот комиссионный состав.

Бывает, что нам подбрасывают животных, и тогда уже мы организуем всю эту схему. Таким способом к нам попадает много соколов-пустельг, белые аисты. В основном попадают травмированные и ослабленные птицы. Те, которые выживают, но с травмированными конечностями, остаются в зоопарке. Те животные, которых принесли, потому что посчитали, что им что-то грозит, выпускаются обратно в природу, желательно туда же, откуда их взяли. Бывает, что приносят и безнадёжных животных, которые у нас погибают.

— Что происходит с такими животными, когда они к вам попадают?

— Все животные, которые попадают в гродненский зоопарк, проходят обязательный карантин, и не важно, это дикое беларусское животное или привезённый экзотический вид. 21 день они выдерживаются, за это время делаются различные анализы, проводятся осмотры. Если нужно — назначается лечение, если птица истощённая — назначается усиленное питание, витамины. Кому нужно — накладываются шины, делаются операции. За здоровым животным назначается период наблюдения. Если за этот период ничего плохого не происходит, животное выпускается в природу.

После лечения травм назначается период реабилитации, потом, если видим, что животное не сможет жить на воле, определяются условия и место содержания.

— А можете вспомнить интересные случаи из своей практики?

— Несколько лет назад из района полигона в Барановичах к нам привезли двух орланов-белохвостов. У них были одинаковые симптомы — оглушение, сотрясение мозга. Видимо, птицы были рядом, когда на полигоне проводились какие-то маневры. Некоторое время они у нас побыли, но полученные повреждения привели к падежу.

Был у нас случай в прошлом году, когда поломанные (после травм) белые аисты вывели своих здоровых птенцов, которые выросли и улетели назад в природу.

Из Брестской области нам выдрёныша привозили, который был подобран замерзающим. Мы его выходили. Очень много случаев, когда мы выхаживали животных.

— Хорошо ли для города, если в нём будет много видов животных и птиц?

— Для любого комплекса, даже такого антропогенного и урбанизированного как город, видовое разнообразие животных и растений — это плюс, по одной простой причине — это перенос биологического вещества.

Вороны, грачи и галки — самые главные мусорщики, они убирают ослабленных животных, остатки еды. Они регулируют численность крыс, мышей. Это своя экосистема, которая живёт по своим законам, и в принципе без неё было бы хуже.

Вы не раз упоминали про правильное поведение с дикими животными. А как себя вести, если, например, встретишь волка на просёлочной дороге? Или стаю одичавших собак?

— Каждый случай индивидуален, и тут одну таблетку не дашь. Но есть три способа поведения. Первый способ: как в «Маугли» учили волчат, что нужно делать, если увидел дикобраза? Убежать. Первый вариант — убежать. И, хоть это и трудно, не нужно бояться. Животное чётко чувствует страх, и если вы показываете страх и тем самым занимаете подчинённое положение, животное чувствует это и будет нападать, потому что оно сильнее. Можно испытывать страх, но не показывать его, убежать, то есть избежать прямого контакта. Если можно уйти — лучше уйти.

Второй вариант, от охотников: как можно защититься от медведя? Всегда нужно иметь на голове кепку. Как правило, если головной убор кинуть в морду медведя, он пугается до кровяного поноса, что может в дальнейшем даже привести к его смерти. Он убегает и не будет на вас нападать. В этом случае вы показываете, что сильнее, и идёте на угрозу. Но лучше, конечно, избегать этого.

И третий вариант: взять мобильный телефон, позвонить другим людям и позвать к себе. Если людей больше, то животное как правило уходит и нападать не будет. И позвонить в специальные службы — 102, МЧС, экологию. Везде есть горячие линии. Ни в коем случае без консультации не манипулировать животными.

— А кормление белок в Румлёвском парке тоже можно рассматривать как манипуляцию животными?

— Тут уже нужно помнить фразу, что мы в ответе за тех, кого приручили. Если вдруг люди почему-то уйдут, эти животные будут испытывать величайший стресс, ведь сейчас этих белок перевели практически на «зоопарковские» условия, круглосуточную подкормку, что исключает надобность естественного поиска пищи. Теперь этих белок нужно кормить постоянно. Если мы используем подкормочные площадки, то нужно придерживаться режима. Если кормим один раз в неделю, нужно делать это в определённый день и час. Если каждый день — то тоже по определённому графику. Животное приспосабливается к такому режиму. Везде должна быть ответственность, тем более в отношении животных, которые тебе ничего сказать не могут. И если ты собрался что-то делать, то делать не в своё удовольствие, а ради дела, потому что это связано с жизнями, а жизнями играть нельзя.

Автор:
Фотограф:
Сергей Сакович, birdwatch.by, pixabay.com
Листайте дальше, чтобы прочитать следующую новость